Статья 18215

Название статья

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-
ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗЕРНОВОГО РЫНКА 

Авторы

Митько Ольга Александровна, доктор экономических наук, профессор, кафедра коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону,
ул. Б. Садовая, 69), mitkooa@yandex.ru

Индекс УДК

 658.788.5:633.1

Аннотация

Актуальность и цели. В системе распределения зерновых культур сельскохозяйственные производители сталкиваются с высокими затратами на транспортировку произведенных зернопродуктов. Производители зерна зачастую отгружают его на близлежащие элеваторы или на те, с которыми уже сформировалось длительное сотрудничество, при этом не всегда есть возможность проводить расчет логистических затрат, в результате чего транспортная составляющая является существенным фактором в общей сумме логистических затрат при реализации зерновых ресурсов. Участники организации процесса транспортировки железнодорожным транспортом сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие накопительных элеваторов, наличие которых позволило бы независимо от сезонного фактора в течение всего года отгружать зерно.  Для увеличения объемов перевозки и снижения себестоимости транспортных услуг необходимо формирование логистической системы поставок зернопродуктов и организация маршрутных и групповых перевозок зернопродуктов в экспортном и внутрироссийском направлениях.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа логистической цепи перевозки зерновых культур от железнодорожной станции (или порта) до непосредственного потребителя, где необходимо участие специализированного автотранспорта, так как зерно является гигроскопичным и нуждается в особых условиях доставки. Проведен анализ на законодательном уровне определенных правил по перевозке зернопродуктов в вагонах-зерновозах насыпью, навалом в упаковке в универсальных вагонах.
Результаты. Рассмотренная в работе ситуация на зерновом рынке свидетельствует о необходимости применения принципов логистики в процессе организации системы транспортировки зернопродуктов, а применение таких современных направлений развития экономики, как распределительная логистика, позволяет учитывать отраслевую специфику производства и транспортировки зерна.
Выводы. Создание логистической системы распределения зерна позволяет найти наиболее оптимальные пути распределения произведенных зерновых культур и значительно снизить инфраструктурно-трансакционные издержки, а также увеличить скорость и качество проведения погрузочно-разгрузочных работ, что в результате повысит прибыль участников зернового рынка за счет расширения объемов реализации зерна и повышения качества осуществляемых логистических услуг на всех этапах движения логистической цепочки.

Ключевые слова

зерно, логистика, транспортировка, рынок, железнодорожный транспорт, водный транспорт, автомобильный транспорт, вагон, порт, транспортно-логистическая система.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Афанасьева, И. И. Организационно-экономические проблемы и перспективы формирования логистической системы распределения зерна в России / И. И. Афанасьева // Инженерный вестник Дона. – 2014. – № 2. – URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2014/2325
2. Фролова, Е. Г. Проблемные аспекты и пути развития российских портов Черноморско-Азовского бассейна / Е. Г. Фролова // Инженерный вестник Дона. –2012. – № 3. – URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/977
3. Социально-экономическое развитие Юго-Востока Ростовской области: тенденции, проблемы и перспективы : моногр. / под ред. А. У. Альбекова, В. М. Джухи,В. А. Зинченко. – Ростов н/Д : Полиграф. комплекс РГЭУ (РИНХ), 2013. – 144 с.
4. Митько, О. А. Анализ транспортно-логистического сервиса при обслуживании потребителей / О. А. Митько, В. И. Гиссин // Учет и статистика. – 2012. –№ 1.
5. Малевич, Ю. В. Некоторые аспекты прогнозирования развития транспортнологистических систем мегаполисов / Ю. В. Малевич, В. В. Зотов // Интеграционный потенциал логистики в глобальной экономике : материалы Междунар. науч.практ. конф. (25 сентября 2014 г.) / отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. В. Щербаков. –СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 226 с.
6. Афанасенко, И. Д. Логистика в системе совокупного знания / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 395 с.
7. Резников, С. Н. Цепочки накопления стоимости Китая в условиях трансформации модели роста экономики: диалектика противоречий развития : моногр. С. Н. Резников ; под науч. ред. Н. А. Адамова. – М. : ЭКЦ «Профессор», 2014. – 82 с.
8. Митько, О. А. Интегральное единство транспортного комплекса России на базе развития логистических технологий / О. А. Митько, Е. С. Акопова // Экономика и право. – 2012. – № 2.
9. Гриценко, С. И. Развитие аграрного транспортно-логистического кластера /С. И. Гриценко // Интеграционный потенциал логистики в глобальной экономике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (25 сентября 2014 г.) / отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. В. Щербаков. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 226 с.
10. Алдамов, М. Х. Логистический потенциал Северо-Кавказской железной дороги : моногр. / М. Х. Алдамов ; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). – Ростов н/Д, 2010.
11. Митько, О. А. Функциональные возможности железнодорожной отрасли в контексте оптимизации социально-экономических процессов страны / О. А. Митько, В. И. Гиссин // Финансы и право. – 2012. – № 2.
12. Альбеков, А. У. Глобализация vs регионализация современных цепей поставок : моногр. / А. У. Альбеков, С. Н. Резников. – Ростов н/Д : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014. – 450 с.
13. Дмитриев, А. В. Модальные логистические технологии доставки грузов / А. В. Дмитриев // Интеграционный потенциал логистики в глобальной экономике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (25 сентября 2014 г.) / отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. В. Щербаков. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 226 с.
14. Митько, О. А. О развитии транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка России / О. А. Митько // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2012. – № 1 (37).

 

Дата создания: 06.08.2015 09:01
Дата обновления: 10.10.2015 11:47